Содержание

1.Пояснительная записка

2.Актуальность

3.Цель и задача

4.Формы оздоровительной работы

5.Виды здоровьесберегающих технологий

6.Результат использование технологии

7. Используемая литература

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в сои силы».

                                                                                              В.А. Сухомлинский

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных  технологий по степени влияния на психофизическое  здоровье детей.

Главный их признак – использование психолого — педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их можно выделить в три подгруппы:

— организационно — педагогическая

— психолого-педагогическая

-учебно — воспитательная

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а так же показаний заболеваемости детей.

Очень важно, чтобы каждая из здоровьесберегающих технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе  здоровьесберегающая деятельность, в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию к здоровому образу жизни, к полноценному развитию.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно – образовательного процесса, сформирует  педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление  здоровья воспитанников.

  Актуальность

 Актуальная тема для разговора во все времена — это здоровье человека.

Здоровье нельзя удержать лекарствами, но есть другое средство — движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка.

В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с  нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиск механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

Здоровые дети — это основа жизни нации. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим здоровьем, беречь его, быть здоровым человеком своей страны.

Здоровьесберегающие технологии дадут возможность обеспечить высокий уровень здоровья детей и воспитание валеологической, социально – психологической и духовно – нравственной культуры, применительно к взрослым – поможет становлению культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

 Цель здоровьесберегающих технологий:

 – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки  по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

— Создать условия для физического и психического благополучия воспитанников и педагогического коллектива;

-в доступной форме закладывать базовые знания о пользе занятий физической культурой, необходимости соблюдения гигиенических правил;

-развивать двигательные навыки и физические способности детей;

-формировать теоретические знания и практические навыки основ безопасности жизнедеятельности;

-оказывать поддержку семье в её желании сохранить здоровье ребёнка и привить ему культуру здорового образа жизни.

Формы оздоровительной   работы:

            (Описание порядка использование технологии)

1.Специально организованная деятельность.

-гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов,

-гимнастика (сюжетная с предметами, с подвижными играми, ритмическая, на свежем воздухе)

-бодрящая гимнастика, включающая:

корригирующие упражнения на нарушение осанки, дыхательную, пальчиковую, зрительную гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастика на слуховое внимания, игровой массаж.

-гимнастика пробуждение

-закаливающие мероприятия (босохождение, хождение по массажным коврикам, обильное мытьё рук)

— оснащение спортивным инвентарём, оборудование спортивных уголков в группе

2. Совместная деятельность с детьми:

-Индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры, праздники и развлечение. Коммуникативные игры, минуты тишины, игровые беседы с элементами движений, дни здоровья

3.Самостоятельная деятельность детей:

-в спортивном уголке, на прогулке

4.Интеграция с другими образовательными областями:

-Художественное творчество

-коммуникация, познание

-социализация, музыка, труд

-чтение художественной литературы, безопасность

5.Взаимодействие с семьёй:

-Совместная физкультурно-досуговая деятельность

-оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности

-посещение родителями режимных моментов

6. Взаимодействие со специалистами ДОУ:

-Консультация с зам. заведующего по методической и учебной работе

-консультации музыкального руководителя

-консультация инструктора по физкультуре

-консультация с медсестрой

Все формы работы позволяют повысить двигательную активность детей

  Здоровьесберегающие технологии:

1. Народные игры, подвижные игры.

Народные игры- для детей  дошкольного возраста ценны в педагогическом отношении.Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли развивают нравственные чувства,физически укрепляют ребёнка,создают определённый настрой,интерес к народному творчеству.

В них заключается огромный потенциал для физического развития ребёнка.

Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно- связочного аппарата, мышечной системы. На правильной  осанки детей.

Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, приемущественно динамическую работу различные крупные и мелкие мыщцы тела.

Игровые упражнения -имеют большое значение для всестороннего, горманичного развития детей младшего дошкольного возраста. Так же развивает слуховое восприятие детей ориентируясь на звук.

Развивает ориентировку в пространстве.

2.Корригирующая гимнастика после днеыного сна — одна из разновидностей профилактически — лечебной гимнастики, которая проводится для профилактики нарушения осанки, опорно — двигательных систем  и др.

В детском возрасте в период роста организма корригирующая гимнастика применяется с наибольшим успехом (специально разработанная в физкультурно-оздоровительном центре г.Москвы корригирующая гимнастика для детей дошкольного возраста, д.п.н. Гальпериным А.М.)

3.Пальчиковая гимнастика – является очень важной частью работы по развитию мелкой моторики.Игры эти очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Пальчиковые игры, как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явление природы.

В ходе пальчиковой гимнастики, дети, повторяя движения взрослых,активизируют моторику рук.Тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять  ни одним видом деятельности, а движением и речью .

4.Утренняя гимнастика – является одним из важных компонентов двигательного режима, её организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого, способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в длительное состояние,углубляет дыхание, усиливает кровообращение,содействует обмену веществ.

5. Дыхательная гимнастика –это гимнастика, которой просто необходимо научить детей, особенно часто болеющих простудными заболеваниями. Цель дыхательных упражнений- учить детей дышать через нос, развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшить кровообращение в лёгких.Дыхание, как «опора жизни», влияет на все физиологические процессы, происходящие в организме.На физическое и психическое состояние и умственную деятельность.

6. Зрительная гимнастика- для укрепления глазных мышц, снятия с них напряжения и активизации кровообращения глаз. Даже при небольшой её продолжительности, но регулярном проведении, она является  эффективным мероприятием с большими и маленькими мячами, когда ребёнок глазами следит за движением мяча, являются естественной тренировкой  глазных мыщц и развивают аккомодационные функции глаза.

7.Бодрящая гимнастика- это разминка после сна с использованием различных упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки, на формирование свода стопы, на развитие мелкой моторики.

Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус .

ренировкой  глазных мыщц и развивают аккомодационные функции глаза.

8.Ритмическая гимнастика – является одним из самых главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое прилагает воздействие на организм ребёнка не только движением, но и музыкой.

Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов кровообращения и дыхания. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца.

Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики.

Результат использования здоровьесберегающих  технологий

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Применение в работе нашего ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий,  в течение целого дня пребывания детьми в детском саду, повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Мы стараемся, чтобы дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Используемая методическая литература:

1.«Программа от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС.

2. «Физическая культура в дошкольном детстве» Н.В. Полтавцева, Н.А.Гордова, — М., Просвещение, 2005 г.

3. «Будь здоров, дошкольник» Т.Э.Токаева – М., Творческий центр «Сфера», 2017 г.

4. «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников» Н.Н. Ефименко,  Белгород — Днестровский, 1989 г.

5. «Корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки» А.М.Гальперин, М., Аркти, 1980 г.

6. «Социально-оздоровительная технология XXI века» Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина, М., Аркти, 2001 г.

7.«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной, Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой

8. Алямовская В.Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду. — //Управление ДОУ, N3, 2002г., с. 21 – 27.

9.Сократов Н.В. «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей». — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.

10. Зимонина В.А. «Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым». М.;ВЛАДОС,2003-304 с

11.Кузнецова М.Н. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях». М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

12.Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ». Воронеж, 2005 – 127 с.

13. Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста».  М.: 2004

14.Чупаха И.В. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» М: 2003 — 143 с.

15. Волошина Л. «Организация здоровье сберегающего пространства»//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

16. «Гимнастика для глаз.» — // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. – с.26-27.