Содержание:

1.  Теоретические   знания   образовательной  технологии. 

2.  Актуальность использования образовательной технологии .

3.  Цель и задачи использования технологии.

4.  Описание  порядка  использования  (применения)  технологии  в практической профессиональной деятельности:

-Система применения технологии в воспитательно- образовательном процессе.

-Организация воспитательно-образовательного процесса: методы и формы.

5.  Результат использования технологии.

6. Использованная литература

1.  Теоретические знания о технологии проектной деятельности

«… Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего

и дольше всего — люди. Из них на первом месте –

родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром

окружающей действительности ребенок входит

в бесконечное число отношений, каждое из которых

неизменно развивается, переплетается с другими

отношениями, усложняется физическим и нравственным

ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается

как будто никакому учету, тем не менее, он создает

в каждый момент определенные изменения в личности ребенка.

Направить это развитие и руководить им — задача воспитания».

А.С. Макаренко

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического  направления  в  философии  и  образовании,  начало  которому  положил  американский  философ,  психолог  и  педагог  Дж.  Дьюи.

Развитие  метод  получил  в  работах  В. Килпатрика,   Э.Коллингса.

Наиболее  широкое  определение  этого  понятия  имеет следующий  вид:

 «Проект  — есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика). 

Идеи  проектного  метода  в  России  появились  одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством  Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.

Сегодня  государством  поставлена  задача,  подготовить  совершенно  новое  поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже  представляют,  каким  должен  быть  выпускник  детского  сада,

 какими качествами он должен обладать (прописано в основной образовательной программе).

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и  воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь  в  эту  деятельность.  Она  позволяет  объединить  педагогов,  детей,  родителей, научить  работать  в  коллективе,  сотрудничать,  планировать  свою  работу.

 Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Слово «проект” заимствовано  из  латыни  и  означает «выброшенный вперёд”, «выступающий”, «бросающийся в глаза”.

Было выявлено, что понятие «проект” –  это метод педагогически организованного освоения  ребёнком  окружающей  среды  в  процессе  поэтапной  и  заранее  спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом так же  понимается  самостоятельная  и коллективная  творческая  завершённая  работа, имеющая  социально  значимый  результат. 

В основе проекта  лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой  является самостоятельная  деятельность  детей  –  исследовательская,  познавательная, продуктивная,  в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Суть «метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся  приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения.

Постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.  «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить”  –  вот основной тезис современного  понимания  метода  проектов,  который  привлекает  многие  образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В  основу   проектной  деятельности заложена  идея  о  направленности  познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе  совместной  работы  педагога,  детей  над  определённой  практической  проблемой (темой).

2.Актуальность использования

технологии проектной деятельности

Развивающаяся педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с

психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.

       В  организации  технологии проектной деятельности я в своей работе руководствуюсь разработками в этом направлении Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса и методическими разработками Т.В.Хабаровой.

Технология проектной деятельности помогает развивать творческие,  коммуникативные способности, а также  и проблемно-поисковые навыки дошкольников старшего дошкольного возраста, что позволяет ему успешно адаптироваться к предстоящей ситуации школьного обучения.

Проектная деятельность как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов,

приемов и действий педагога и дошкольника в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой, как для педагога, так и для ребенка,  оформленной в виде некоего конечного продукта.     Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

Основное предназначение технологии проектной деятельности – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектной деятельности:

— Является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

-повышает качество образовательного процесса;

— служит развитию критического и творческого мышления.

-способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, использование технологии проектной деятельности является актуальной и позволяет создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно-образовательной работы.

3. Цель использования технологии

проектной деятельности

Цель:

-Развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами для реализации разных проектов детей.

Задачи:

— создать условия для реализации разных проектов, которые отражают решение той или иной проблемы;

-обучать разным способам, находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности;

-формировать самостоятельность, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;

-способствовать повышению самооценки ребенка;

-создать эмоционально благоприятную психологическую обстановку, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии скованности;

-помочь детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе и поэтому лучше усвоить материал любой сложности;

-способствовать подготовке дошкольников к важнейшим социальным ролям, которые дети смогут «примерить» на себя на занятиях, дать возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях;

-развивать у дошкольников способность активной сознательной мыслительной работы.

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная со среднего дошкольного возраста.

Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Однако в младшем дошкольном возрасте у воспитанников уже формируются  и развиваются навыки, умения познавательно-исследовательской деятельности, что является первой ступенью проектной деятельности.

Средний дошкольный возраст

Задачи обучения:

-пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

-приобщать детей к процессу познания;

-формировать различные представления;

-привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

-побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

формирование эмоциональной заинтересованности;

-знакомство с предметами и действиями с ними;

-развитие мышления и воображения;

-речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

-осознание поставленной цели;

-овладение различными способами решения поставленных задач;

-способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

Линии развития личности:

Физическое развитие:

-стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

-формирование осознанных представлений о необходимости заботиться, о своём здоровье;

Речевое развитие

-владение речью как средством общения и культуры;

— обогащение активного словаря.

Познавательное развитие:

-обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

-расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

-сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач;

Художественно-эстетическое развитие:

-развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

-овладение художественной деятельностью.

Социально-коммуникативное развитие:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и

 саморегуляции собственных действий.

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

-развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

-развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

-формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения

собственной познавательной деятельности;

-развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

-произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

-потребности в создании собственной картины мира;

-навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

-выявить проблему;

-самостоятельно искать нужное решение;

-выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

-самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности

Социально-коммуникативное развитие:

-развитие самопознания и положительной самооценки;

Физическое развитие:

-развитие осознанного отношения к своему здоровью;

-формирование потребности в здоровом образе жизни;

-совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.

Познавательное развитие:

-систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

-развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.

Художественно-эстетическое развитие:

-углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

-овладение различными видами худ. деятельности;

-развитие способностей к эстетической оценке.

Речевое развитие:

-владение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря.

4.  Описание порядка использования

технологии проектной деятельности

в практической профессиональной

деятельности

Создание ПРС

Для того чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность, в группах должны быть центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.

Игра для ребенка – это познание, а познание – это игра.

 Центры активности – игровые зоны, где дидактические материалы, оборудование и игрушки подобранны таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности. Воспитатель может работать в одном из центров, переходить от центра к центру, оказывая помощь, советы и поддержку детям, там, где это требуется, переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей, наблюдать за конкретным ребенком.

Система применения технологии проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе

Технология проектной деятельности предполагает:

-наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

-практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

-самостоятельную деятельность воспитанника;

-структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

-использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения.

 Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Последовательность работы педагога и детей над проектом:

— педагог вместе с детьми ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

-вовлекает дошкольников в решение проблемы;

-намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

-обсуждает план с семьями на родительском собрании;

-обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

-вместе с детьми и родителями составляет план, схему проведения проекта;

-собирает информацию, материал;

-проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),

-даёт домашние задания родителям и детям;

-поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

-организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу,

альбом совместно с детьми;

-подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и

потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

                  Организация проектной деятельности:

Виды проектов:

Творческие

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей

сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Нормативные

Проекты по созданию свода правил, по которым должны жить дети в детском саду. Правила оформляются в виде книжки, которая заполняется по мере выполнения нормативных проектов. Этот вид проекта всегда инициируется воспитателем.

5.  Результат использования

технологии проектной деятельности

Внедрение технологии  проектной  деятельности на протяжении нескольких лет позволяет  мне сделать следующие выводы:

1.  Технология  проектной  деятельности успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.

2.  Технология  проектной  деятельности как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, на самостоятельную активность воспитанников детского сада.

3.  Использование технологии  проектной  деятельности в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

4.  Проектная деятельность качественно повлияла на повышение моего профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала не только моего, но и  всех участников образовательного процесса.

5.  Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.

6.  Произошло активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ, привлечение внебюджетных и бюджетных средств. 

7.  Дети легче усваивают и запоминают материал НОД.

8.  Дети получают удовольствие от проектной деятельности, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.

9.  В процессе проектной деятельности дети приобрели знания, умения, навыки, повысился уровень развития у детей познавательной активности, творческие способности.

 В процессе успешной реализации технологии проектной деятельности в ДОУ было разработано и реализовано 4 проекта по следующим направлениям:

Познавательно – творческий — «Коллекции детей», «Что в имени тебе моём…».

 Познавательно-исследовательский-«Удивительный мир растений».

 Информационно — игровой- «Русские народные игры»

В перспективе планируем продолжать использовать технологию проектной деятельности, в частности нормативные проекты, исследовательские и творческие.

           6. Используемая литература:

1.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

2.Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб, Детство-Пресс, 2010 – с.39

3.  Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

4.  Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руко-водителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Дани-лина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.

5.  Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// мето-дическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010. — 80с.

6.  Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.