Содержание
1.Пояснительная записка
2.Актуальность
3. Структура образовательной технологии по ОБЖ
4. Порядок использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности
5.Цель и задачи по возрастным группам
6. Результат использования технологии, диаграммы сравнительного мониторинга
7. Используемая литература
Пояснительная записка
«Самое дорогое у человека — это жизнь»
Н. А. Островский
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в ДОУ, используются лишь частично, а большее внимание уделяется организации различных видов деятельности, направленной на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Актуальность технологии ОБЖ
Детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни — это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям.
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности.
К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм — сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Проанализировав понятия «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.
Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан — дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Те, кто проработал долгое время в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельного решения, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Трудно не согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Безопасность—это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Итак, актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.
- Концептуальная часть технологии основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Основой данной технологии, являющейся ее научной базой, фундаментом являются психолого-педагогические идеи, заложенные программой Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста».
Основополагающие психолого-педагогические идеи технологии ОБЖ:
— безопасность детей дошкольного возраста и здоровый образ жизни как не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни и адекватное осознанное поведение, алгоритм действий в различных жизненных ситуациях, в том числе неожиданных и нестандартных;
— стимулирование у детей дошкольного возраста самостоятельности, уверенности, и ответственности за свое безопасное поведение в жизни (дома, в детском саду, на улице, природе), приобретение социального опыта воспитания;
— разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, развивающие занятия, беседы, досуги), а также сетевое взаимодействие «педагоги — родители воспитанников – социум».
II. Содержательная часть технологии ОБЖ
Цель технологии ОБЖ:
Решение серьезной проблемы — обеспечить комплексом знаний о безопасности жизни и здоровье, эмоциональном благополучии детей дома, на улице, в детском саду, в общественных местах, на природе. Сформировать у детей основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни.
Задачи технологии ОБЖ решаются через различные виды деятельности (игровую, НОД, продуктивную, досуговую и др.):
— Формировать и развивать полезные привычки, такие как соблюдение режима дня, выполнения утренней зарядки, закаливание, подвижные и спортивные игры на свежем воздухе, спортивные увлечения, прогулки в парк, лес, оздоровительные походы и др.; искоренение иотрицательное отношение к вредным привычкам;
— овладевать навыками, сложившимися в алгоритм безопасного поведения дома, в детском саду, в общественных местах, на улице, дороге, природе, при контакте с незнакомыми людьми;
— формировать знания об осторожном обращении с опасными предметами;
— соблюдать правила пожарной безопасности в быту, в различных видах деятельности;
— развивать основы экологической культуры, овладеть правилами безопасного и бережного обращения с природой;
— изучить и овладеть знаниями о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспорта;
— формировать основы здорового образа жизни и обогащать знаниями дошкольников о факторах, влияющих на здоровье человека.
III.Процессуальная часть технологии ОБЖ
Перспективный план
Старшая группа
месяц | Тема |
Сентябрь | 1. Чтение художественной литературы «Зарядка для хвоста» Г.Остер2. Беседа с детьми: «Как работает наш организм»3. Занятие«Полезные витамины для нашего организма»4. Семинар — практикум по теме: «Первая помощь при травмах и ушибах»5.Родительское собрание на тему: «Эмоциональное благополучие ребёнка» |
Октябрь | 1.Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»2. КВН тема: «Знатоки природы»3.Беседы с детьми: «Какие мы»4. Сюжетно – ролевая игра «Вызываем скорую помощь»5.Подвижные игры по ПДД |
Ноябрь | 1. Досуг «Если ты потерялся»2.Занятие «Быть здоровым я хочу»3Чтение стихотворений «О здоровье»4.Сюжетно – ролевая игра «Приготовление здоровой пищи»5.Беседа с детьми: «Как вести себя в транспорте» |
Декабрь | 1. Занятие «Осторожно, ядовитое растение»2.Досуг на тему: «Мой друг компас»3.Экологическая сказка « Вода и воздух»4. Игра для детей «Съедобное — несъедобное»5.Художественно-эстетическое развитие (Лепка) на тему: «Полезные продукты» |
Февраль | 1. Чтение художественной литературы «Жила была Река»2.Беседа с детьми: «Правила поведение в лесу»3. Консультация для родителей на тему: «Что делать при пожаре в лесу»4.Досуг на тему: « Папа, мама, я – спортивная семья» |
Март | 1.Беседы с детьми «Опасные люди»2. Занятие на тему: « Если чужой приходит в дом»3. Художественно-эстетическое развитие (Рисование) на тему: «Опасные предметы»4. Консультация для родителей на тему: «Терроризм – что это такое» |
Апрель | 1.Сюжетно ролевая игра «Пожарные на учениях»2. Занятие на тему: «Здоровые зубы»3.Игровое упражнение «Где прячутся опасности»4.Беседа с детьми на тему: «Осторожно электроприборы» |
Май | 1.Беседа с детьми на тему: «Опасные участки на пешеходной части улицы».2.Консультация для родителей на тему: «Причина детского дорожно — транспортного травматизма»3.Моделирование проблемной ситуации «Сезонные особенности поведения на дороге».4.Чтение художественной литературы «Кузька в автобусе»5.Занятие на тему: « Улицы нашего города» |
Перспективный план
Подготовительная группа
месяц | Тема |
Сентярь | 1. Досуг на тему: «В страну здоровячков»2. Беседа с детьми на тему: «Как работает мой организм»3. Загадки на тему: « Полезные продукты»4.Памятка для родителей на тему: «Безопасность в природных условиях» |
Октябрь | 1. Занятие на тему: «Грибное царство»2. Художественно-эстетическое развитие (Рисование) на тему: «Полезные грибы»3.Беседа с детьми: «Как правильно собирать грибы»4.Консультация с родителями на тему: «Как в лесу не заблудиться» |
Ноябрь | 1. Занятие на тему: «Будь внимателен!»2.Беседа с детьми на тему: «Я еду в транспорте»3.Досуге на тему: «Правила движения — всем без исключения»4. Презентация «Дорожные знаки»5.Рекомендации для родителей по ПДД |
Декабрь | 1 Беседа с детьми на тему: «Если на улице сильный мороз»2.НОД «Зимние явления в неживой природе»3. Викторина для родителей на тему: «Безопасное взаимодействие с животными в природе»4. Художественно-эстетическое развитие (Аппликация) на тему: «Цветочные снежинки» |
Январь | 1. Беседа с детьми: «Правила поведение в лесу»2.Детско – родительский досуг на тему: « Юные пожарные»3. Досуг на тему: «Что делать при пожаре в лесу»4. Художественно-эстетическое развитие ( Рисование) на тему«Береги лес!» |
Февраль | 1.Беседы с детьми «Опасные люди»2. НОД «Я потерялся»3. Беседа с детьми «Домашний адрес»4. Консультация для родителе на тему: «Терроризм – что это такое»5.НОД «Ребёнок и другие люди» |
Март | 1.Сюжетно ролевая игра «Пожарные на учениях»2. Познавательная игра «Как избежать неприятностей» 3.Игровое упражнение «Где прячутся опасности»4.Родительское собрание на тему: «Осторожно электроприборы» |
Апрель | 1. НОД «Один дома»2.Беседа, презентация для родителей на тему: «Как вести себя дома, если остался один»3. Чтение художественной литературы «Кошкин дом» С.Маршак4. Художественно-эстетическое развитие(Рисование) ««Чем нельзя пользоваться ребёнку дома» |
Май | 1.Родительское собрание на тему: «Азбука дорожных наук»2.Дидактическая игра на тему: «Дорожные знаки»3. Занятие на тему: «Инспектор Мигалочкин в гостях у детей»4.Викторина для родителей на тему : « Что мы знаем о транспорте» |
Порядок использования технологии
ОБЖ в практической деятельности
Реализация технологии происходила в несколько этапов.
I этап – подготовительный:
Определение научной базы технологии, психолого-педагогических идей, которые заложены в ее фундамент.
Определение цели, задач, содержания работы с детьми и родителями:
перспективное планирование образовательной деятельности.
планирование работы с родителями.
II этап – основной:
Использование в работе совокупности форм и методов учебной деятельности с детьми, и методов и форм работы педагога с родителями, согласно перспективному плану. Проведение развивающих занятий, дидактические и развивающие игры, тренингов, чтение художественной литературы, познавательные беседы, экскурсии. Участие в досугах, развлечениях с элементами ОБЖ, квест- игр, тренингов, КВН Проведение тематических выставок, детских работ.
Итоговые результаты по работе, диагностика (мониторинг) по показателям: знания правил дорожного движения, знания правил пожарной безопасности, знание основ ЗОЖ.
III этап – итоговый: Конструктивное сотрудничество педагогов, детей и родителей через совместное досуговое мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья»
Результат использования технологии по ОБЖ
- Повысится уровень знаний детей о правилах личной безопасности.
- Появится стремление расширить свой кругозор по данной теме.
- Появится потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
- Повысится педагогическая компетентность родителей по вопросам воспитания навыков безопасного поведения у детей.
Сформируется привычка к здоровому образу жизни. У детей повысится уровень овладения знаниями о том, как поступать правильно и безопасно для здорового образа жизни; что вредно, что полезно для здоровья с 20% до 85%.Знания детей подготовительной к школе группы о правилах дорожного движения обогащены и расширенны с 15 % до 90%. Знания о пожарной безопасности максимально пополнились с 20% до 97%
Используемая литература:
1.Н.Н.Авдеева, Н.Л.Князева, Р.Б. Стёркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г.
2. О.В.Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников», Волгоград: Издательство «Учитель», 2012г.
3. В.К.Полынова, З.С.Дмитриенко и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.» СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г
Мои технологии основ безопасности жизнедеятельности дошкольников:
Фотографии