Содержание

1.Пояснительная записка

2.Актуальность

3. Цель и задачи

4. Описание  порядка  использования  (применения)  технологии  в практической профессиональной деятельности

5. Результат использования технологии.

6. Используемая литература

             Пояснительная записка

«Основной смысл портфолио –  показать всё, на что способен ребёнок»

                                          Новикова Т.Г.

Мир, в котором живёт и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, выстраивать социальные связи и быстро включаться в  во временные коллективы. И нам взрослым, необходимо помочь, ему в этом, применяя в воспитательной деятельности современные  образовательные технологии,  одной из которых я использую в своей работе – «Портфолио ребёнка».

«Портфолио ребёнка»- прежде всего это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительные эмоции, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребёнка.

В своей работе я применяю функцию портфолио так называемую содержательную, которая раскрывает весь спектр выполняемых работ.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка.

Это отчёт определённого жизненного пути маленького человечка.

И я уверена, что работа над содержанием портфолио – продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.

                                    Актуальность

На сегодняшний день умение работать с портфолио, как с технологией, очень актуально. Реализация стандарта дошкольного образования и современная социокультурная ситуация стимулируют нас к поиску новых форм, методов работы с детьми.

Портфолио дошкольника представляет развернутую качественную характеристику детских достижений.

Всё чаще мы слышим о  таких понятиях как «качество дошкольного образования» и «индивидуальные образовательные достижения».

На мой взгляд, именно технология детского портфолио позволяет увидеть  и  оценить эти индивидуальные достижения всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам  и в первую очередь самому ребёнку.

 Портфолио позволяет осуществлять комплексную оценку индивидуального прогресса и вне учебных достижений воспитанников, формировать у ребёнка навыки самооценки и самоконтроля.

Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке.

Цель: технологии детского портфолио – создать условия для формирования личности ребёнка, открытия им своего образа «Я», отслеживание индивидуального развития ребёнка, его прогресса в образовательном контексте.

Задачи:

  • создать  ситуацию успеха для ребёнка,
  • содействовать максимальному  раскрытию его индивидуальных особенностей,
  • развивать и расширять круг познавательных интересов,
  • формировать  установку на творческую деятельность,
  • формировать положительные  нравственные качества личности,
  • способствовать приобретению и развитию  умений рефлексии,
  • создать условия  практического применения  приобретённых знаний и умений,
  • наблюдать  картину  значимых образовательных достижений ребёнка.

Описание порядка использования технологии в   практической профессиональной деятельности

Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими, ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это показатель творческих успехов ребенка.

Структура портфолио

Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. И. Руденко предлагает собственную структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.

Раздел 1. «Давайте познакомимся». 

В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя; можно ввести рубрику «Я люблю…» «Мне нравится…», «Обожаю, когда…», в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2. «Я расту!».

 В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3.

«Портрет моего ребенка». 

В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4. «Я мечтаю…». 

В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о…», «Я бы хотел быть…», «Я жду, когда…», «Я вижу себя…», «Я хочу видеть себя…», «Мои любимые дела…»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5. «Вот что я могу». 

В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6. «Мои достижения». 

В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7. «Посоветуйте мне…». 

В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8. «Спрашивайте, родители!».

 В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

                Взаимодействие с родителями

Немаловажную роль   в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы. Беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.

При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.

                                  Функции  технологии:

  • мотивировать к совместной деятельности самого ребёнка, его родителей (мотивационная),
  • в процессе работы над портфолио охватывать разнообразное образовательное содержание и различные виды детской деятельности (содержательная),
  • использовать огромный развивающий потенциал технологии (развивающая),
  • уметь самому и учить ребёнка видеть цель (для чего ему нужно портфолио) и стремиться к её достижению (целеполагающая),
  • портфолио показывает ребёнка не только в группе сверстников в детском саду, но и за его пределами (в бассейне, на танцах, с родственниками), тем самым способствует его успешной социализации (социообразующая),
  • портфолио нужно для того, чтобы посторонний взрослый (учитель, психолог) смог составить представление о ребёнке, его семье, о том, как он развивался в дошкольном детстве (диагностическая),
  • и,  наконец, иметь сегодня портфолио – это престижно (рейтинговая).

Для успешной работы в технологии детского портфолио нужно соблюдать ряд условий, главное из которых – добровольность. Ни в коем случае мы не должны принуждать родителей и ребёнка к работе над портфолио, а только ненавязчиво рекламировать его очевидные плюсы и ожидаемые эффекты.

Ребёнок должен чётко осознавать, зачем ему портфолио.

Не бывает двух одинаковых портфолио,  как не бывает двух одинаковых детей, каждое портфолио индивидуально и отличается от других оформлением, названиями и количеством рубрик и конечно содержанием.

Работа над детским портфолио обязательно ведётся в системе, недопустимо красиво оформить обложку и убрать на шкаф, забыв про него.  С другой стороны, на наш взгляд, нельзя и определить, как часто портфолио будет пополняться (1 раз в неделю, в месяц или в квартал), всё зависит от ситуации.

Для ребёнка дошкольного возраста большое значение имеет внешняя привлекательность объекта или предмета и поэтому  портфолио дошкольника  должно быть красочным и ярким.

                  Результат использование технологии

Трудно подвести итоги работы с портфолио т. к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов

В заключении хотелось еще раз сказать, почему должно создаваться портфолио ребенка. Это не бессмысленная трата времени, а способ проследить развитие каждого малыша, сохранить для него все самые яркие и важные моменты детства, ведь память несовершенна, а тут уж точно ничего не потеряется. 

Портфолио – это целенаправленный сбор информации о ребенке. Это здоровье и физическое развитие, социально-личностное развитие познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Это основные сферы развития ребенка, это возможность увидеть родителям, на сколько их малыш усвоил новое, и сравнить с предыдущим. Что касается меня как педагога, портфолио – это своеобразная копилка достижений, открытых занятий, педагогической активности.

Дети уходят из детского сада и уже в школе имеют возможность продолжать, пополнять страницами свою личную книгу.

                     Список литературы:

1Портфолио в ДОУ: сборник /авт. -сост. Н. А. Кочкина — М.: 2012.

2. Портфолио ученика, или Портфолио личных достижений: сборник /авт. -сост. Т. И. Тюляева. — М.: Верната-Граф, 2011.

3. Юдина И. Г. Портфолио. Волгоград: Учитель, 2007.

4. Я хожу в детский сад. Портфолио дошкольника: Е. В. Меттус, О. С. Турта — Санкт-Петербург, Учитель, 2014 г.

Портфолио детей: